Занятия с логопедом
После диагностики и выявления речевых проблем у ребенка специалист озвучивает свое заключение и совместно с родителями определяет направление дальнейшей работы.
Логопед осуществляет с дошкольниками и младшими школьниками индивидуальную работу, которая может включает в себя следующие направления:
- развитие психологической базы речи (формирование процессов внимания, восприятия, мышления, памяти);
- развитие физиологического дыхания с помощью специальных упражнений (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
- артикуляционная гимнастика (совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата);
- постановка звуков;
- автоматизация звуков в речи;
- дифференциация (различение) звуков в речи;
- развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа (определение места, количества и последовательности звуков и слогов в слове; обучение опознанию, различению, выделению звуков и слогов в речи);
- работа над слоговой структурой слова, т.е. когда наблюдается неправильное воспроизведение слогов в слове («гебемот» — бегемот);
- обогащение словарного запаса;
- развитие лексико-грамматического строя речи (развитие функций словоизменения и словообразования);
- совершенствование навыков связной речи;
- коррекция ошибок на письме и при чтении.
Сколько занятий логопеда нужно?
К сожалению, дать точный ответ, сколько времени потребуется на логопедическую коррекцию, не сможет даже самый опытный специалист, поскольку на определение этого аспекта влияет множество факторов, основные из которых это вовлеченность родителей в коррекционный процесс, особенности нарушений, индивидуальные качества ребёнка и регулярность посещения занятий.
Одним из важнейших факторов, составляющих продолжительность коррекционной работы, является вовлеченность родителей. То есть, если родители регулярно ходят на занятия, выполняют рекомендации специалиста и заданную ими «домашнюю» работу, длительность коррекции нарушений существенно сокращается. Если же наоборот, то занятия даже у самого опытного специалиста не дадут результатов.
Кроме того, сроки коррекционной работы зависят от вида речевых нарушений. Например, при дислалии, когда ребенок постоянно меняет, искажает, смешивает или совсем пропускает одни и те же звуки, продолжительность постановки и введения звуков в речь, скорее всего, не будет превышать 2-3 месяцев; а при дизартрии, когда ограничена подвижность органов речи и нарушение имеет органический характер, то сроки коррекционной работы могут достигать нескольких лет.
Также существенно осложняют и увеличивают продолжительность работы с ребёнком сопутствующие нарушения, такие как задержка психического развития (ЗПР), расстройство аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ или СДВ) и др.
В некоторых же случаях для получения качественного результата необходима работа сразу нескольких специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, нейропсихолога
⇒НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ⇐
Помимо этого, многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка: у детей одного возраста в разной мере могут быть развиты восприятие, внимание, память, мышление, усидчивость и многие другие личностные особенности, что существенно сказывается на сроках коррекции.
Аналогично на сроки коррекции влияет регулярность посещения занятий, поскольку навыки, умения и знания, которыми овладел ребёнок после работы со специалистом, могут теряться и забываться, что неминуемо замедляет процесс логопедической коррекции. Также на результат может влиять длительное отсутствие занятий, тогда логопеду и ребенку приходится начинать всё сначала.
Однако не стоит забывать про возраст начала работы: следует помнить о сензитивных (благоприятных) периодах для развития той или иной функции. Так, благоприятным периодом для формирования речевой функции является возраст до 3-х лет, ведь к трем годам речевая система уже практически сформирована. Поэтому, если обратиться к логопеду на запуск речи в 4 или 5 лет, надо понимать, что сроки коррекции будут более длительными, чем, например, в 2 года.
Таким образом, учитывая все факторы, влияющие на коррекционную работу, можно добиться положительных и стойких результатов.